"Умелые пальчики" (развитие мелкой моторики). Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в группе детей с задержкой психического развития № 1
Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность 15-20 минут.
Форма организации:подгрупповая, индивидуальная
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений:
- Пальчиковый тренинг.
- Массаж кистей рук.
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
- Кинезиологические игры.
- Ручная умелость.
- Рисование пластилином.
- Рисование песком.
- Конструирование из бумаги в технике оригами.
- Аппликация.
- Развитие графических навыков.
- Рисование по трафаретам.
- Вырезание ножницами.
- Штриховка.
- Дорисовка.
- Игры и действия с мелкими предметами.
- Узнавать предметы на ощупь.
- Работа с крупой, фасолью, горохом.
- Нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки.
- Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.
В разделе «Пальчиковый тренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Программа занятий
Учебный план
Месяц |
Неделя |
Тема занятия |
Задачи |
Содержание |
Кол-во часов |
Октябрь |
1 |
Диагностическая работа |
Выявить способности детей. |
1.Выявление ведущей руки. 2.Методика «Статическая координация». 3.Методика «Скорость движений». 4.«Штриховка». |
1 |
2 |
«Детский сад и игрушки». |
Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки. |
1.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж). 3.Раскрашивание игрушек. |
1 |
|
3 |
«Детский сад и игрушки». |
Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. |
1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. 3.Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч». |
1 |
|
4 |
«Осень» |
Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев. |
1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2.«Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3.Пластилинография. «Осеннее дерево». |
1 |
|
Ноябрь |
1 |
«Огород. Овощи». |
Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. |
1.Д/и «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи. 2.Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи» |
1 |
2 |
«Сад. Фрукты». |
Развивать мелкую моторику пальцев. Учить обводить, не выходя за контур. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. |
1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2.«Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку цветных макаронных изделий с дырочкой посередине. 3.Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты». |
1 |
|
3 |
«Ягоды» |
Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. |
1.Пальчиковая игра «По ягоды». 2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды) 3.Пластилинография. «Клубника». |
1 |
|
4 |
«Дом. Семья» |
Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать формировать графические навыки. |
1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая». 2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить. |
1 |
|
Декабрь |
1 |
«Мебель, квартира». |
Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать зрительную память. |
1.«Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек мебель. 2. Массаж ребристым карандашом между ладонями. 3. «Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры. |
1 |
2 |
«Зима» |
Развивать мелкую моторику пальцев. Учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление. |
1.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 2.Игра «Что лишнее и почему?» 3.«Сказочный домик» (оригами) |
1 |
|
3 |
«Зимние забавы» |
Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скатывать шарики из салфеток. |
1.Хороводная игра «Снежная баба». 2.Игра с конструктором «Болтики». 3.«Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. |
1 |
|
4 |
«Новый год». |
Развивать мелкую моторику. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. |
1.Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку). 2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности. 3.«Елочная игрушка» (оригами) |
1 |
|
Январь |
1 |
«Новый год» |
Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение работать с тычками, вырабатывать аккуратность. |
1.Пальчиковая игра «Елочка» 2.Рисование по точкам «Елочка» 3.Нарядная елочка, работа с тычками и гуашью. |
1 |
2 |
«Зимующие птицы». |
Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. |
1.Угощение для птиц. Сортировка семян: рис,пшено. 2.Пальчиковая игра «Снегири» 3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях. |
1 |
|
3 |
«Домашние животные» |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. |
1.«Маленький конструктор»- выкладывание из геометрических фигур животных. 2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка». 3.Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. |
1 |
|
4 |
«Домашние птицы» |
Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами. |
1. Пальчиковая гимнастика - «Птицы». 2. «Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой. 3. «Цыпленок» (штриховка) |
1 |
|
Февраль |
1 |
«Транспорт» |
Развивать зрительно двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать учить закрашивать пластилином. |
1.Рисуем машину пальчиками на световой песочнице. 2.Игра «Важные машины» 3.«Веселые заплатки» (транспорт) |
1 |
2 |
«Этикет» |
Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. |
1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек. 3.Изготовление «валентинки» из бумаги. |
1 |
|
3 |
«Наша Армия». |
Продолжать развивать зрительно моторные функции. Учить штриховать в разных направлениях. |
1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру. 2.Пальчиковая игра «Солдаты». 3.Штриховка «Танк». |
1 |
|
4 |
«Весна» |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. |
1. «Потекли ручейки» - рисование пальцами в световой песочнице. 2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.) 3.Аппликация из пшена «Солнышко» |
1 |
|
Март |
1 |
«Мамин праздник» |
Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать цветы из бумаги. |
1.Пальчиковая гимнастика – «Как у нас семья большая». 2.Смотать клубок для бабушки. 3.Открытка для мамы. (оригами) |
1 |
2 |
«Комнатные растения» |
Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить штриховать в разных направлениях. |
1.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2. Работа с трафаретами, обведи цветок в горшке. 3.Штриховка цветка в горшке. |
1 |
|
3 |
«Дикие животные» |
Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций. Учить работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок. |
1.Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет. 2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест. 3.Штриховка диких животных. |
1 |
|
4 |
«Перелетные птицы» |
Упражнять в выкладывании фигур из палочек. Работать над развитием зрительно моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. |
1.Пальчиковая игра «Встреча птиц». 2. «Домик для скворца» сложить из палочек домик, по принципу «колодец». 3. Обвести птицу по трафарету и вырезать. |
1 |
|
Апрель |
1 |
«Весенние цветы» |
Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить работать с бумагой. |
1.Упражнение «Мотылек». 2.Работа с трафаретами, изготовление зашумленных картинок. 3.Коллективная аппликация «Весенний луг». |
1 |
2 |
«Мой город» |
Упражнять в работе с трафаретами. Учить ориентироваться на микроплоскости. |
1.«Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка. 2.Пальчиковая гимнастика «Дом». 3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру. |
1 |
|
Май |
1 |
Диагностическая работа |
Отследить успехи детей. Составить таблицу результативности. |
1.Методика «Статическая координация». 2.Методика «Скорость движений». 3.«Штриховка». |
1 |
2 |
Юные художники |
Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. Показать эффективность проделанной за год работы. |
1 |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»