"Умелые пальчики" (развитие мелкой моторики). Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в группе детей с задержкой психического развития № 1

 .

Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность 15-20 минут.

Форма организации:подгрупповая, индивидуальная

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений:

  • Пальчиковый тренинг.
  • Массаж кистей рук.
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
  • Кинезиологические игры.
  • Ручная умелость.
  • Рисование пластилином.
  • Рисование песком.
  • Конструирование из бумаги в технике оригами.
  • Аппликация.
  • Развитие графических навыков.
  • Рисование по трафаретам.
  • Вырезание ножницами.
  • Штриховка.
  • Дорисовка.
  • Игры и действия с мелкими предметами.
  • Узнавать предметы на ощупь.
  • Работа с крупой, фасолью, горохом.
  • Нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки.
  • Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

В разделе «Пальчиковый тренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Программа занятий

Учебный план

Месяц

Неделя

Тема занятия

Задачи

Содержание

Кол-во часов

Октябрь

1

Диагностическая работа

Выявить способности детей.

1.Выявление ведущей руки.

2.Методика «Статическая координация».

3.Методика «Скорость движений».

4.«Штриховка».

1

2

«Детский сад и игрушки». 

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

Формировать графические умения и навыки.

1.Пальчиковая гимнастика

«Дружат пальчики».

2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж).

3.Раскрашивание игрушек.

1

3

«Детский сад и игрушки». 

Развивать мелкую моторику пальцев;

 Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Игра «Что это?». Определить

плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

3.Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».

1

4

«Осень»  

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев.

1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2.«Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3.Пластилинография. «Осеннее дерево».

1

Ноябрь

1

«Огород. Овощи».

Развивать координацию движений пальцев рук.

Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1.Д/и «Чудесный мешочек».

Выбрать только овощи.

2.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

1

2

«Сад. Фрукты».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить обводить, не выходя за контур.

Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2.«Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку цветных макаронных изделий с дырочкой посередине.

3.Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты».

1

3

«Ягоды»

Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

1.Пальчиковая игра «По ягоды».

2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды)

3.Пластилинография. «Клубника».

1

4

«Дом. Семья»

Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на

плоскости.

 Продолжать формировать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая».

2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

1

Декабрь

1

«Мебель, квартира».

Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

Развитие ориентировки на плоскости.

Совершенствовать зрительную память.

1.«Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек мебель.

2. Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3. «Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры.

1

2

«Зима»

Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление.

1.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

2.Игра «Что лишнее и почему?»

3.«Сказочный домик» (оригами)

1

3

«Зимние забавы»

Упражнять в координации движений с речью.

Продолжать работать над развитием мелкой

моторики.

Научить скатывать шарики из салфеток.

1.Хороводная игра «Снежная баба».

2.Игра с конструктором «Болтики».

3.«Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

1

4

«Новый год».  

Развивать мелкую моторику.

Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

1.Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку» Выкладывание

геометрических фигур в определенной последовательности.

3.«Елочная игрушка» (оригами)

1

Январь

1

«Новый год»

Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную

координацию.

Закрепить умение работать с тычками, вырабатывать аккуратность.

1.Пальчиковая игра «Елочка»

2.Рисование по точкам «Елочка»

3.Нарядная елочка, работа с тычками и гуашью.

1

2

«Зимующие птицы».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными

способами.

1.Угощение для птиц. Сортировка семян: рис,пшено.

2.Пальчиковая игра «Снегири»

3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях.

1

3

«Домашние

животные»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

1.«Маленький конструктор»-

выкладывание из геометрических фигур животных.

2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».

3.Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

1

4

«Домашние

птицы»

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

1. Пальчиковая гимнастика - «Птицы».

2. «Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой.

3. «Цыпленок» (штриховка)

1

Февраль

1

«Транспорт»

Развивать зрительно двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Закрепить назначение транспорта.

Продолжать учить закрашивать пластилином.

1.Рисуем машину пальчиками на световой песочнице.

2.Игра «Важные машины»

3.«Веселые заплатки» (транспорт)

1

2

«Этикет»

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с бумагой.

1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек.

3.Изготовление «валентинки» из бумаги.

1

3

 «Наша Армия».

Продолжать развивать зрительно моторные функции.

Учить штриховать в разных направлениях.

1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

2.Пальчиковая игра «Солдаты».

3.Штриховка «Танк».

1

4

«Весна»  

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с крупой.

1. «Потекли ручейки» - рисование пальцами в световой песочнице.

2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.)

3.Аппликация из пшена «Солнышко»

1

Март

1

«Мамин праздник»

Развивать мелкую моторику.

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать учить складывать цветы из бумаги.

1.Пальчиковая гимнастика – «Как у нас семья большая».

2.Смотать клубок для бабушки.

3.Открытка для мамы. (оригами)

1

2

«Комнатные растения»

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить штриховать в разных направлениях.

1.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Работа с трафаретами, обведи цветок в горшке.

3.Штриховка цветка в горшке.

1

3

«Дикие животные»

Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций.

Учить работать с ножницами.

Познакомить с новым видом штриховки: клубок.

1.Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.

2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест.

3.Штриховка диких животных.

1

4

«Перелетные птицы»

Упражнять в выкладывании фигур из палочек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

1.Пальчиковая игра «Встреча птиц».

2. «Домик для скворца» сложить из палочек домик, по принципу «колодец».

3. Обвести птицу по трафарету и вырезать.

1

Апрель

1

«Весенние цветы»

Учить работать с трафаретами и

шаблонами. Продолжать учить

работать с бумагой.

1.Упражнение «Мотылек».

2.Работа с трафаретами, изготовление зашумленных картинок.

3.Коллективная аппликация «Весенний луг».

1

2

«Мой город»

Упражнять в работе с трафаретами.

Учить ориентироваться на микроплоскости.

1.«Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка.

2.Пальчиковая гимнастика «Дом».

3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

1

Май

1

Диагностическая работа

Отследить успехи детей.

Составить таблицу результативности.

1.Методика «Статическая координация».

2.Методика «Скорость движений».

3.«Штриховка».

1

2

Юные художники

Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

Показать эффективность проделанной за год работы.

1

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie