Образовательные стандарты и требования

О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах

О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах

Требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) являются обязательными и направлены на то, чтобы урегулировать отношения, которые возникают при воплощении в жизнь программных положений дошкольного образования. Использовать ФГОС могут как детские сады, государственные и частные, так и родители, чьи дети находятся на семейном обучении. Стандарт ФГОС дошкольного образования предусматривает не только детские потребности в соответствии с возрастной спецификой, но и индивидуальные запросы, связанные с особенностями развития и ограничениями по состоянию здоровья.

Предметом регулирования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация).

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и  обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ "Об образовании" ст.95).

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования учитывает:

  • Самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека,
  • Социокультурное разнообразие детства,
  • Возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей,
  • Потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья,
  • Возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
  • Стандарт преследует следующие цели:

    - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

    - обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

    - сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

     Стандарт решает задачи:

    - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

    - сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

    - формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

    - обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

    - формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и   индивидуальным особенностям детей;

    - обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

    - обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

    - определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

    ФГОС ДО

    Образовательные области, задачи

    Образователь-ные области

    Задачи

    Социально-коммуникативное развитие

    1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
    2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
    3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
    4. Развитие  социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
    5. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
    6. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Познавательное развитие

    1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
    2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
    3. Развитие воображения и творческой активности.
    4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отчизне, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Речевое

     развитие

    1. Владение речью как средством общения и культуры.
    2. Обогащение активного словаря.
    3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
    4. Развитие речевого творчества.
    5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
    6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
    7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Художественно-эстетическое развитие

    1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений  искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
    2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
    3. Формирования элементарных представлений о видах искусства.
    4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
    5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
    6. реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

    Физическое

     развитие

    1. Приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств (координация и гибкость), способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений  о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.
    2. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

    Виды детской деятельности:

     - двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

    - игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и   игры с правилами);

    - коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

    - познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

    - восприятия художественной литературы и фольклора;

    - элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

    - конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);

    - изобразительной (рисования, лепки, аппликации);

    - музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

  • ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie